Реставрация колокольни
В 1994 г. Рязанское реставрационное управление составило проект реставрация колокольни и началось строительство.
В 2000 г. колокольня была восстановлена стараниями Государственного музея-заповедника С.А. Есенина и его спонсоров.
Восстанавливал колокольню рязанский архитектор—реставратор Варганов Сергей Григорьевич, главный архитектор проектов ЗАО «Рязанское научно-реставрационное управление», член Рязанской организации «Союза архитекторов России».
В результате споров он отстоял вариант восстановления верхней части в виде перестроенной из-за пожара в 1834 г.
Начало реставрации храма
С 2005 по 2008 год были отреставрированы и расписаны заново трапезная часть храма, четверик и притвор, восстановлен и освящен главный алтарь и заменен иконостас бокового придела. Летом 2015 года было построено здание воскресной школы.
Ремонтно-реставрационная работа в храме началась в 2005 году сразу же после принятия настоятельства протоиереем Александром Куропаткиным .
Подготовительные работы приходской совет начал самостоятельно. Все лето 2005 года в здании храма стояла пыльная завеса. К августу до блеска очищены потолок и стены, укреплён и отполирован пол, была подготовлена вся площадь стен и потолка для новой росписи. Средняя часть (трапезная) уже сияла белизной. С потолка сняли два висевших небольших закопченных паникадила (достояние одного из столичных театров) и в течение почти трёх недель чистили, шлифовали, натирали лаком, пока не привели их в абсолютно образцовое состояние.
Пылевая завеса в храме была характерна для периода с мая по август 2005 г.: очищались (шкурились, чистились) оштукатуренные и окрашенные, но сильно загрязненные стены и потолок, а затем в течение месяца циклевался паркетный пол. Трудники из числа местных жителей и рязанцев ходили в масках, потому что дышать было нечем. Около восьми операций было произведено над одним только потолком обшей площадью 420 кв.м.: он был расчищен, размыт, оштукатурен, выровнен и прошпаклеван. Довести до конца работы на этом этапе удалось только благодаря энтузиазму и оптимизму батюшки и его добровольных помощников.
Алтарь и четверик
Восстановительные реставрационные работы начались в сентябре 2005 г. с центральной части храма-алтаря. Вcего девять месяцев понадобилось мастерам, чтобы возвратить из небытия находившуюся там роспись. Были восстановлены изображение Святой Живоначальной Троицы, образ Покрова Пресвятой Богородицы, ростовые изображения святого Пророка Иоанна Крестителя и Божьей Матери, а также оригинальный орнамент. Началась работа по реставрации росписей храма в октябре 2005 г. Закончена в мае 2008 года.
Росписи четверика сохранились чудом, несмотря на то, что в этой части храма долгое время хранилось колхозное зерно. Хотя росписи были сильно повреждены, реставраторам удалось их восстановить. Сохранившаяся до наших дней роспись купольной, настенной и алтарной части четверика церкви характерна для храмовой росписи начала XX в. Во время реставрации росписи в средней части храма на изображении свитка, находящегося в руках святого Апостола Андрея Первозванного, обнаружена надпись «1905 год», что свидетельствует о периоде обновления внутреннего убранства храма, когда поместье в с. Константиново принадлежало И.П. Кулакову. Из воспоминаний Е.А. Есениной, сестры поэта, известно, что в начале ХХ века художники, расписывающие храм, жили в доме Есениных.
Роспись относится к виду академической. Использованы пространственные решения композиций, возникает иллюзорное пространство, объем. Пустым не остался ни один сантиметр площади. Роспись фряжского письма выполнена масляной краской. Изумляет столь широкое использование при росписи золота. Не только нимбы и подписи под изображениями, но и орнаменты выполнены золотом.
О состоятельности и заинтересованности в благолепии храма говорит использование при этой работе не сусального золота, которое наносится в виде пленки, а – твореного золота, наносимого «в перо» мазками кисти, следы которой отчетливо видны в верхней и средней части стен.
По свидетельству людей, которые по лесам поднимались на высоту купола в самую темноту строительных загромождений, в полном мраке, неожиданно начинали просветляться лики Господа Саваофа, Младенца Иисуса Христа и Ангелов, изображенных там, а затем и их фигуры. Ведь золотое украшение храма делалось с большой верой в Бога, поэтому и светятся спустя столетие лики, обращенные на прихожан, чтущих память «строителей и благоукрасителей».
Примечательно, что художники не упрощали изображения на куполе и вверху стен, как обычно делается для простоты восприятия снизу. На довольно большой высоте достаточно подробно прописаны мелкие детали ликов, пальцев рук, ног, складок одежды, что говорит о взыскательности заказчика и талантливости самих мастеров. Живопись очень живая и профессиональная.
В районе купольного изображения Архангелов с южной и северной сторон в потолке цинковыми листами заделано две ниши (возможно оконные проемы) и роспись осуществлена прямо на них.
По мнению специалистов расписывали храм не менее 4 человек. До нас сохранилась информация, оставленная под изображением фигуры пророка Моисея, об одном из художников – это Илья Иванович Люлин. К сожалению мы ничего не знаем об этом мастере.
По характеру письма, мелких деталей можно выделить три манеры изображения. Но один из мастеров отличался особым талантом, им, видимо, написаны фигуры святых Апостолов Петра, Фомы, Иоанна Заведеева, Филиппа и некоторые другие композиции. Один, а возможно – двое мастеров занимались написанием орнаментов, которые имеют византийское происхождение и изображены в виде равноконечных крестов, свастики, сувастики, языков пламени, других симметричных или округлых фигур, символизирующих стихии огня и ветра, воплощающих Святой Дух.
Роспись четверика была утрачена вместе с грунтовым слоем на 30 -40%, роспись была скрыта под толстым смолянистым вязким слоем копоти, который образовался от выхлопных газов тракторов, приводящих эти веялки и сортировки в работу для обработки от мякины хранимого зерна. Требовалось привлечение к реставрации высококвалифицированных мастеров.
Были приглашены рязанские художники-реставраторы Виталий и Дмитрий Арзамасцевы, обладающие достаточно высокой квалификацией.
Виталий Арзамасцев учился в Московской мастерской знаменитого художника Грабаря, имеет удостоверение реставратора II категории. Его работы в Успенском Соборе рязанского Кремля достаточно высоко оценены не только на региональном уровне, но и на уровне Министерства культуры Российской Федерации. Достаточно высокая квалификация и у племянника Виталия — Дмитрия, который, закончив Рязанское художественное училище выполнял художественно-реставрационные работы в различных регионах России.
По продолжительности художественной реставрации четверика время можно распределить следующим образом:
купол – с мая 2006 г. по январь 2007 г.;
верхняя часть стен с орнаментом и изображением четырех пророков и восьми апостолов – с февраля по июнь 2007 г.;
средняя часть стен с орнаментом и изображением четырех евангелистов и трех Библейских сюжета – с июля 2007 г. по февраль 2008 г.;
нижней части с орнаментом и изображением ликов Спасителя Иисуса Христа, благоверных князей Бориса и Глеба, украшений в виде фигур прямоугольной формы, выполненных под мрамор – март по май 2008 г.
Удивительное сочетание глубоких оттенков различных цветов в четверике храма поражает воображение. Очевидным является преобладание синего цвета, который так любил Сергей Есенин, потому что знал, что этот цвет Богородничный.
В наибольшей степени игра красок и замысловатость фигур орнамента проявляется на куполе и стенах четверика храма.
Сложность реставрации определялась не только высотным характером работ, но и тем, что свод купола и верхняя часть стен придела храма являются вогнутыми, а реставрируемые изображения на них должны быть совершенно прямыми и во всех своих частях пропорциональными, хотя и находятся от зрителя на удалении. Наконец, подготовка поверхности к реставрации, закрепление сохранившейся росписи и подбор нужных цветов требовали определенного времени. Здесь и проявился талант и высокое мастерство, профессиональные навыки художников
Трапезная
Росписи трапезной не сохранились из-за варварского отношения к зданию храма в советское время. Трапезная была расписана заново. Художники расписывали трапезную и притвор храма, начали работу в феврале 2006 г., закончили в марте 2007 г.
Скудные сведения о художественной росписи трапезной части не позволяли восстановить внутреннее убранство в том виде, в котором оно прибывало до разрушения. По воспоминаниям сестер С.А. Есенина под потолком на стенах храма были яркие лики святых святителей, каких именно – не известно, это касается и библейской тематики росписи средней части стен. На потолке имелась роспись в виде сине-голубого небосвода, по которому рассыпаны золотые звезды.
Вариант росписи трапезной был предложен талантливым художником Николаем Сергеевичем Кривовым. Орнаменты, украшающие пространства на потолке и стенах были, в некотором роде, заимствованы из росписи, сохранившейся в четверике храма. Использование художниками при письме оттенков многочисленных цветов, золочение нимбов Спасителя, Богородицы, Ангелов и святых является продолжением стиля, выраженного художниками прошлого столетия при росписи четверика храма.
Основные композиции схожи с находящимися в Храме Христа Спасителя г. Москвы. По левую сторону от арки, отделяющей четверик от трапезной помещена роспись «Воскресение Христово», сюжет этой росписи — сошествие во ад Господа Иисуса Христа.
На западной стене, над входом изображение мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. По обе стороны входных западных дверей изображения чудес, совершенных Господом во время Его земной жизни: слева «Чудесное умножение хлебов» и справа — «Брак в Кане Галилейской». Роспись сделана в классическом стиле, существовавшем в конце XIX-начале XX веков.
Интересна роспись плафона трапезной. В центре находится Казанская икона Пресвятой Богородицы, которую держат на руках два светлых Ангела.
В течение года бригада рязанских художников во главе с Николаем Сергеевичем проделали огромную и, самое главное, качественную работу по художественной росписи трапезной и притвора храма.